Педагог - «открыватель» детских сердец

  • Печать

Год педагога и наставника – ещё один повод рассказать о тех, кто живёт детьми, их проблемами и победами; о тех, кто несёт важную миссию не только в формировании становления личности, но и будущего страны.

         Интервью АВРоберт Рождественский в одном их своих произведений пишет: «учителем надо будет родиться и только после этого – стать». Как же определить, кто из педагогов родился учителем? Скорее всего, это тот, кто всю жизнь в профессии. Педагог Центра детского творчества Александра Викторовна Хапова в образовании 40 лет. И учить она мечтала с детства. Александра Викторовна рассказала в интервью учащимися детского объединения «Секреты успешного блога», как она нашла своё призвание.

- Александра Викторовна, кем Вы хотели стать, когда были такими, как мы?

- Вы, наверное, слышали стихотворение Валентина Берестова:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует,

Всё, что его интересует…

Самое простое и доступное занятие для детей – рисование. Нужны лишь цветные карандаши и бумага. И я не была исключением, тоже любила рисовать животных, природу, человечков. Многие в детстве играли в школу. Я тоже играла, рассаживала своих кукол и учила их рисовать.

- Вы создаёте прекрасные изделия. У многих мастеров любовь к ручному труду воспитана с детства. А как у вас? Кем были Ваши родители?

- Да, мои родители сыграли роль в моём увлечении. Папа был водителем, много путешествовал. Он брал нас с братом на прогулки, в поездки. Мы выезжали в лес за земляникой, за грибами, созерцали природу, которая нас окружала, и потом свои впечатления рисовали и даже отправляли свои рисунки в журнал «Весёлые картинки».

Интервью малыши нМама работала в библиотеке, приносила книги, среди которых были и по рукоделию. Благодаря ей я увлеклась многими видами творчества: вышивкой гладью, крестиком, вязанием, шитьём. В седьмом классе я самостоятельно связала себе косынку из пуха, и щеголяла в ней перед одноклассниками. В девятом классе освоила швейную машинку, сама сшила брючный костюм. Мне нравилось создавать вещи, которых ни у кого не было. Я всё время хотела рукодельничать.

- Почему Вы выбрали профессию педагога?

- В юности у меня появилось желание стать геологом, но детская мечта «игра в школу» не оставила меня. Я поступила в Липецкий государственный педагогический институт на индустриально-педагогический факультет. Получила специальность учителя общетехнических дисциплин.

Сейчас я понимаю, что желание стать геологом было неслучайным, ведь эти две профессии, учитель и геолог, очень похожи. Учитель, как и геолог, всегда в поиске. Это тот же открыватель нового, открыватель детских сердец.

- Во время студенчества оставалось время на творчество, рукоделие?

- Во время учёбы продолжала рисовать в студенческом кружке, обвязывала своих однокурсниц, шила для себя.

Интервью конференцияТогда модный был стиль сафари. Такие вещи на рынке было не купить, они были импортными и стоили бешеных денег. Я нашла выход. Напротив института был магазин «Военторг». Я купила там ткань защитного цвета. Сшила себе платье и с длинным рукавом, и с коротким рукавом, и белое платье. А там же двойная строчка, металлические застёжки, замочки, пуговички красивые. Девчата понимали, откуда ветер дует, а ребята подходили и спрашивали: «А сколько ты заплатила?»

- Много лет Вы проработали учителем в школе. Как Вы пришли в систему дополнительного образования?

- Дополнительное образование я всегда совмещала с работой в школе. Я была учителем технологии и художественного труда, а свободное от основной работы время было отведено дополнительному образованию. И вот уже 9 лет я работаю педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества города Прохладный.

- Что Вам нравится в Вашей работе?

- Нравится, прежде всего, работать с детьми, создавать что-то новое, искать новые техники, приёмы, технологии. Люблю полёт фантазии, творчество. Приятно видеть результат, наблюдать за успехами ребят.

- Александра Викторовна, откуда вы родом? Расскажите о своей малой родине.

- Я родилась в селе Волово Липецкой области. Липецкая область - это центрально-чернозёмный район России. Ведущими предприятиями являются Новолипецкий металлургический комбинат, Липецкий металлургический завод «Свободный сокол». Будучи студенткой, я побывала в цеху, где разливают сталь. Огненная лава течёт по лоткам и выливается в движущиеся вагонетки. Во время разливки стали вверх поднимаются миллионы огненных брызг, как тысячи бенгальских огоньков – зрелище непередаваемое. До сих пор помню.

Интервью куклы- Вы ведёте разные кружки, дети с удовольствием ходят к Вам. Расскажите нам о них.

- Я веду занятия в нескольких кружках. В детском объединении «Искусство мозаики» мы выполняем изображения, набирая их из кусочков различных материалов: камня, стекла, семян растений, ракушек, пластилина, яичной скорлупы.

На занятиях детского объединения «Моделирование из бумаги» мы создаём и изготавливаем уменьшенные модели и макеты различной техники и архитектурных сооружений.

«Юных исследователей» я учу основам проектной и исследовательской деятельности.

Ещё одно важное направление в моей деятельности – обучение шитью. В Центре детского творчества функционирует лаборатория швейного мастерства, открытая в рамках национального проекта «Успех каждого ребёнка». Мы шьём текстильные игрушки из фетра, флиса, ситца, сатина и др.

- Какой из своих нынешних кружков выбрали бы Вы в детстве?

Интервью куклы на столе- Я бы занималась всем. Сначала бы поработала с бумагой, потом можно было бы освоить технику мозаики, потом научиться шить. И в итоге провести исследования по этим направлениям.

- Ваши учащиеся часто побеждают в конкурсах и конференциях с исследовательскими работами и проектами, благодаря чему успех на вашей стороне?

- Исследовательской и проектной деятельностью я занимаюсь давно, поэтому есть уже определённый опыт, интуиция, умение заметить способного ребёнка. Это и собственный интерес к исследовательской деятельности. И, конечно же, это огромный труд, который требует времени, усилий, материальных вложений, и порой, даже немалых.

- Расскажите о самой интересной работе под Вашим руководством. О той, о которой вспоминаете спустя время.

- У нас была серия работ по этнографии, краеведению, искусствоведению и культурологии Кабардино-Балкарии. Мы с ребятами собирали материал (в основном полевой) о художниках, скульпторах, о народных мастерах региона, традиционных промыслах.

         Наиболее интересные из них это работы о художнике-пейзажисте Михаиле Александровиче Ваннахе, скульпторе Федоре Калмыкове, который являлся создателем памятника-монумента с вечным огнем жителям города Прохладного, о заслуженном мастере по обработке дерева Владимире Мокаеве, о художнике-ювелире, члене Союза художников России, члене правления Союза ювелиров России Фатиме Хаджиевой. Трудоёмким, но просто захватывающим был процесс работы над темами по традиционным промыслам по обработке кожи и дерева. Процесс исследования сопровождался посещением персональных выставок в Художественном музее им. Ткаченко г. Нальчика, встречами с художниками, мастерами, и народными умельцами, фотосъёмкой этнографических образцов традиционных изделий из фондов Национального музея, работой с материалами семейных и музейных архивов. Практическая часть исследований представлена коллекциями детских творческих работ.

Все работы стали победителями и призерами различных республиканских, региональных и всероссийских конкурсов и конференций. Наиболее престижные из них это: Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура», Республиканская научная конференция учащихся НОУ «Сигма».

- Сказалась ли Ваша деятельность на будущей профессии выпускников?

- Один из моих учеников Азамат Хадзуганов хорошо рисовал, мы с ним делали работу по хохломской росписи и участвовали с ней в республиканской олимпиаде по технологии, где он занял 1 место. Сейчас в своей мастерской он занимается реставрацией традиционных предметов быта горцев. Ещё одна ученица окончила нальчикский Колледж дизайна. Есть бывшие ученики, профессии которых в разной степени связаны с творчеством.

- Александра Викторовна, а как Вы попали в Кабардино-Балкарию?

- Замуж вышла за кабардинца. Он меня сюда привёз. В школе, помню, на уроке географии изучали республики: Чечено-Ингушская, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария… Мне так название понравилось! Вот и попала сюда.

- Как Вы адаптировались к жизни в новом для Вас регионе? Какими были первые впечатления?

- Первые впечатления были «вау»! Представьте себе, с равнины приехать в горы. В первый раз было очень страшно ехать: все время думала, что меня сейчас сверху может придавить неслабым камешком. Природа просто шокировала. Люди здесь очень гостеприимные с достойными традициями и обычаями, которые научилась уважать.

- Как Вы понимаете слово «счастье»?

- В каждого человека Создатель вкладывает какие-то способности, таланты: один поэт, другой музыку пишет, третий хорошо строит, четвёртый –печёт и т.д. Если человек находит реализацию именно в том замысле, который для него предопределён, если человек двигается в том направлении, он живёт в гармонии и удовлетворении, и значит, он счастлив…

В мае Александра Викторовна отмечает юбилей! Желаем нашему замечательному педагогу здоровья, сил, вдохновения, идей, новых техник и талантливых учащихся! Пусть всё задуманное осуществится! А счастье… Счастье пусть преумножится!

Учащаяся ЦДТ Екатерина Тисленко,

Педагог Евгения Абибулаева